«Ананасы в шампанском», или Новый взгляд на Череповец

2014 Лето

Светлана Гришина

Валентина Шаркунова. Фото из личного архиваНаша собеседница Валентина Шаркунова – экскурсовод с многолетним стажем, преподаватель экскурсоведения высшей категории. В 2013 году она стала победителем конкурса «Лидеры туриндустрии» в номинации «Лучший экскурсовод Вологодской области». Одна из главных составляющих ее успеха – создание авторских экскурсий.

Валентина Вячеславовна, наверное, в представлении большинства потенциальных туристов Череповец – это, прежде всего, индустриальный центр. А каким Череповец предстает в экскурсионных продуктах, которые предлагаете вы?

Если Череповец правильно показывать, это будет вызывать у людей большой интерес. Что именно у нас может быть интересно? Во-первых, история Череповца, оставившая след, прежде всего, в его архитектурном облике: это и планировка города, и памятники XIX века (как городские учреждения, так и частные дома), и усадьба Гальских, и великолепный ансамбль сталинского классицизма. Во-вторых, конечно, музеи. В-третьих, люди, масштаб личности и деятельности которых выходит далеко за рамки небольшого города: братья Николай и Василий Верещагины, городской голова Иван Милютин, поэт Серебряного века Игорь Северянин, рок-музыкант Александр Башлачев, глава одного из крупнейших в мире сталелитейных холдингов Алексей Мордашов. Кроме того, существуют уникальные исследования череповецких краеведов, в которых предстает история повседневности, что всегда интересно. Так что материала много – вопрос в том, как подать все это в экскурсионЭкскурсия по городу. Фото из личного архиваном продукте.

Но стереотип «Череповец – город не экскурсионный» действительно существует как в сознании приезжих, так и самих череповчан. В этом можно убедиться, изучая рекламы крупных вологодских турфирм, работающих на рынках Москвы и Санкт-Петербурга: Череповец не заявлен нигде! Так было не всегда. Когда лет 30 назад я начинала как экскурсовод, жители СССР активно ездили по своей стране, это движение всячески поддерживали профсоюзы. К нам приезжали и на автобусах, и на поездах, и водным транспортом – ежегодно город принимал более 200 теплоходов! В 1990-е годы все это практически сошло на нет, и о Череповце как о месте туристически привлекательном почти забыли.

И, тем не менее, именно в этот период вы пришли в профессию экскурсовода…

В 1999 году в «Доме знаний», где я работала заместителем директора, мы открыли первые в области курсы экскурсоводов – специалистов этой профессии в городе было очень мало. Через пять-шесть лет поняли, что нашим выпускникам, которые пошли работать, нужно повышение квалификации. Так при «Доме знаний» возник Клуб экскурсоводов.

В 2008 году я решила заняться «соУ герба Череповца на экскурсии по городу. Фото из личного архивальной карьерой» и открыла свою турфирму. Одновременно мы с коллегами создали общественную организацию «Содружество экскурсоводов». Она объединяет около 50 человек, практикующих экскурсоводов среди них около 20. Статус общественной организации позволил нам стать членами Городского общественного совета; я являюсь его сопредседателем, а также председателем Общественного совета по культуре города Череповца и членом Общественного совета при Департаменте культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. В апреле 2014 я вошла и в состав Общественного совета по культуре и туризму, который возглавляет Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Общественная деятельность дает возможность участвовать в заседаниях коллегий департаментов, в общественных слушаниях в мэрии города и других мероприятиях. Это позволяет получать из первых рук достоверную и актуальную информацию, что для экскурсовода очень важно. В «Содружестве экскурсоводов» ежемесячно проходят встречи коллег, есть у нас и группа ВКонтакте, через которую мы распространяем информацию по экскурсоведению и краеведению. 

Как возникла идея создания авторских экскурсий? Чем они отличаются от традиционных?

Накопив немалый опыт экскурсионной практики, я поняла, что путевыАвторская экскурсия «Ананасы в шампанском». Фото из личного архивае экскурсии или экскурсии по городу – это для нас уже скучновато: экскурсоводы достигли определенных высот в профессии и способны на большее. И я предложила создать авторские экскурсии, главная цель которых – привлечь в первую очередь жителей города.

Все авторские экскурсии имеют строго определенный маршрут и текст, четко ограниченный темой, чтобы люди, попадая ко мне на другую экскурсию по Череповцу, не говорили, что они все это уже слышали. Это интерактивные экскурсии: каждая из них включает активную работу с группой, когда участники получают раздаточный материал и отвечают на вопросы. Например, на экскурсии «Ее величество женщина» каждому выдается «модный гардероб» и словарик архитектурных терминов, чтобы понятны были рассказы о зданиях. Для каждой экскурсии мы ищем «фишки» – необычные акценты, интересные содержательные ходы, занимательные детали и подробности, обращаем внимание на то, на что обычно смотрят «не глядя». Конечно, клиента в первую очередь привлекает яркое название, будоражащее любопытство. И тема нужна такая, которая или будет интересна всем, независимо от образования, профессии и возраста (например, тема еды) или такая, которая обязательно привлечет определенную аудиторию (например, поклонников Александра Башлачева).

Расскажите об авторских экскурсиях, которые есть в вашем арсенале.

Первая авторская экскурсия, которая появилась в 2009 году – это историко-гастрономическая экскурсия «Ананасы в шампанском». В мире достаточно много гастрономических туров, но здесь речь идет об истории Череповца «на фоне» еды. Когда мы едем, например, по улице Батюшкова, я рассказываю о блюдах, которые он мог пробовать, используя роман Пушкина «Евгений Онегин». Разговор о столичной кухне продолжается на территории усадьбы Гальских, которые были достаточно богатыми людьми и часто бывали в Петербурге. Много упоминаний самых изысканных кушаний есть в стихах Игоря Северянина. На каждой такой экскурсии я раздаю участникам интересные старинные рецепты, в ходе интерактивных вставок задаю вопросы и вручаю маленькие призы. Кульминация экскурсии – дегустация крюшона в ресторане, где экскурсанты также отвечают на вопросы викторины и слушают разные исполнения романса на стихи Северянина. Кстати, сначала дегустации не было, и люди говорили: «Вы так вкусно рассказываете – вот бы попробовать ананасы в шампанском!»

Еще оГруппа на авторской экскурсии «Ваше величество женщина». Фото из личного архивадна популярная авторская экскурсия «Ваше величество женщина» создана Оксаной Чадромцевой. Это рассказ о женщине на основе истории нашего города. Первая героиня экскурсии – Екатерина II: мы начинаем с упоминания подписанного ею Указа о присвоении Череповцу статуса уездного города и говорим о личности императрицы. С ее именем связана эпоха классицизма XVIII столетия, а в Череповце, который сформировался в его нынешнем виде в середине ХIХ века, сохранился прекрасный ансамбль классицизма сталинского. Таким образом, мы «перекидываем мостик» из одной эпохи в другую. Одна из изюминок этой экскурсии – посещение здания Дома музыки и кино, где раньше находился кинотеатр «Комсомолец». Потолок большого вестибюля украшен плафоном: это живопись на холсте в стиле соцреализма. Интересно, что из всех бывавших в этом здании мало кто поднимал глаза кверху, даже наши коллеги-экскурсоводы удивляются. А у этого потолка есть еще и своя история: на холсте изображена одна из рабочих-отделочниц.

Содержанием авторской пешеходной экскурсии с элементами квеста «Таинственный город Милютин» служит деятельность череповецкого городского головы Ивана Милютина. Экскурсовод Елена Кузьмина много рассказывает и все время задает вопросы. Группа делится на несколько команд, каждой из них выдается карта, на которой нужно отметить правильные ответы. «Раскуси Череповец»: сложное задание. Фото из личного архива

Есть у нас есть и так называемые «маршруты». Например, маршрут «Веселый уик-энд в Череповце» стал популярным туром для школьных групп, приезжающих в Череповец. Он включает в себя небольшую экскурсию по городу, посещение археологического музея с интерактивной программой и исторический квест на Соборной горке под названием «Раскуси Череповец». Ведущий квеста – Агент 1777 (это год основания города), который «захватывает» автобус с экскурсантами. Он распределяет роли, предлагая самим участникам выбрать «капитана», «хранителя времени», «сборщика орехов», «секретаря», «фотографа».  Ребят ждут конверты с заданиями, и только небольшие подсказки помогают им получить правильные ответы. В итоге они находят сундучок с медалями знатоков истории Череповца.

Вместе с Натальей Хазовой, директором «Дома знаний», мы проводим костюмированную пешеходную экскурсию «Прогулка по Воскресенскому проспекту». За основу берем одноименную книгу череповецких краеведов Эльвиры Риммер и Марка Бородулина, в которой интересно рассказывается буквально о каждом доме на центральной улице Череповца.  

«Все дороги радугой» – этой строчкой из песни Александра Башлачева называется авторская экскурсия Ирины Эпанаевой. Она по профессии музыкант и в ходе экскурсии сама поет и играет на гитаре. Если группа собирается небольшая, мы путешествуем на рейсовом городском автобусе.

Разработки авторских экскурсий продолжаются. Скоро состоится презентация маршрута «Череповец – родина художника Верещагина: между миром и войной».

Какой аудитории вы предлагаете свои экскурсии?

Взрослые участники маршрута «Раскуси Череповец». Фото из личного архиваУ нас есть разные потребительские срезы. Во-первых, череповчане – мы заинтересованы в том, чтобы люди больше узнавали о городе, в котором они живут. Во-вторых, жители области, прежде всего Вологды. Развивать это направление работы было особенно трудно, но сейчас крупные вологодские турфирмы готовы работать с Череповцом. Третий срез – Россия. Я работаю на туристических теплоходах и вижу, как гости из других регионов воспринимают наш город. Недавно у нас прошел третий этап фрахтования: представители крупных турфирм, городов, расположенных на Волге и ее притоках, и владельцы теплоходов согласовывали график захода круизных судов в разные города, в том числе Череповец. Больше сотни профессионалов туристического бизнеса работали здесь четыре дня. Мы показывали им город, музеи и экскурсионные программы, и они были в восторге – и от наших музеев, и о того, что, как они сами сказали, «у экскурсоводов горят глаза».